Узбекистан готов предоставить площадку для прямых переговоров между официальным Кабулом и движением «Талибан» – итоги Ташкенской конференци

Eurasia News

ДНД-29 марта 2018

Мирный процесс в Афганистане должен проходить под руководством самих афганцев, а вооруженная оппозиция признается политической силой. Таков итог состоявшейся в Ташкенте международной конференции, посвященной урегулированию ситуации в Афганистане. Инициативу Ташкента поддержали Россия, США, ЕС, страны Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии.

Узбекистан готов предоставить площадку для прямых переговоров между официальным Кабулом и движением «Талибан» , заявил в ходе конференции президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
По его словам, «имеющиеся у сторон вопросы друг к другу могут стать предметом предстоящего переговорного процесса». Но для начала, считает глава Узбекистана, необходимо отказаться от ведения боевых действий и договориться о безусловном соблюдении режима перемирия как вооруженной оппозицией, так и афганскими национальными силами безопасности.
В случае участия оппозиции в мирных переговорах и достижения национального примирения Шавкат Мирзиёев считает необходимым создать все условия для интеграции «Талибана» в политическую жизнь Афганистана. «Представители вооруженной оппозиции, в том числе талибы, будучи частью афганского общества и гражданами Афганистана, имеют право голоса в определении будущего своей страны», – сказал президент Узбекистана.

«Инициатива Узбекистана по налаживанию ситуации в Афганистане поддержана Россией, США, ЕС и другими странами.

Ожидалось, что в конференции примут участие представители «Талибана», но, как сказал спецпредставитель президента Узбекистана по Афганистану Исматилла Иргашев, чтобы их приглашать, необходим их отказ от вооруженных действий. А этого пока нет.

«Узбекистан заинтересован в стабильном Афганистане. Во-первых, это касается собственной безопасности. Во-вторых, мир в Афганистане обеспечит нам кратчайший выход к Персидскому заливу и Индийскому океану, что позволит Узбекистану увеличить товарооборот за счет наиболее дешевого морского пути. В-третьих, Узбекистан хочет сотрудничать с Афганистаном во всех сферах. От войны, которая продолжается 40 лет, устали все. Узбекистан готов не просто предоставить свою площадку, но и стать активным участником мирного процесса.

 

«Нынешняя ситуация сложнее прежней тем, что у движения «Талибан» нет единого руководства. Президент Афганистана Ашраф Гани контролирует только половину страны, и то лишь днем.

Министр иностранных дел Афганистана Салахиддин Раббани, отвечая на вопрос «НГ», насколько велика вероятность завершения конфликта, заявил, что правительство надеется на положительный результат, поскольку пригласило талибов к переговорам без предварительных условий. «А недавний визит президента Ашрафа Гани в Ташкент и подписанный пакет документов дают хорошие шансы на развитие страны, и это дополнительный хороший повод для мира», – сказал он.

Между тем в ходе конференции замгоссекретаря США по политическим вопросам Томас Шэннон, отметив неоднородность военизированных отрядов, тем не менее предупредил: если формирования, в том числе «Талибан», проигнорируют процесс урегулирования, то Вашингтон продолжит операцию по принуждению к миру.

На вопрос «НГ», потребуется ли от Узбекистана как страны-гаранта дополнительная военная помощь США – в виде предоставления военных объектов, например авиабазы Ханабад, или иная, директор Института стратегических исследований при президенте РУ Владимир Норов сказал, что это исключено. «Во-первых, в концепции внешней политики Узбекистана отмечается, что республика не присоединится ни к каким военно-политическим блокам и не допустит на своей территории иностранных военных баз. Во-вторых, этот вопрос и не рассматривался. При необходимости США могут воспользоваться Северным маршрутом, участником которого является Узбекистан», – сказал «НГ» Норов.