Почему Индия отказалась от участия в военных играх «Кавказ-2020»?

Eastern Europe

ДНД – 02 сентября 2020 года.

Сеймур Мамедов

Индия отказалась участвовать в военных учениях «Кавказа-2020», которые пройдут на территории России в сентябре. Причиной такого шага в военном ведомстве Индии назвали пандемию коронавируса и трудности, вызванные ее последствиями, включая организацию логистики. Интересно, главная причина кроется только в коронавирусе или есть и другие причины?

В воскресенье индийские СМИ со ссылкой на Министерство обороны страны распространили информацию о том, что Индия отказалась направлять свой военный контингент в Россию для участия в военных учениях «Кавказ-2020», где запланировано участие не только российского военного подразделения, но и подразделений Пакистана и Китая.

Как сообщил министр обороны России Сергей Шойгу, основное внимание будет уделено внедрению опыта современной вооруженной борьбы и стимулированию командиров нестандартно решать поставленные задачи.

Однако, когда на прошлой неделе в Волгограде прошли штабные переговоры с представителями стран-участниц стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2020», тогда индийская сторона не сообщила о резком изменении своих планов. Более того, индийские СМИ сообщили, что Минобороны Индии собирается отправить на военные учения в Россию контингент из 200 военнослужащих. Но в последний момент индийские власти отменили свое решение. Интересно, почему?

Проблема в коронавирусе? Навряд ли. Давайте вспомним недавний факт — когда в разгар пандемии произошел вооруженный конфликт на границе Индии и Китая, COVİD-19 не помешал переброске индийских подразделений по стране.

Однако сами индийские СМИ, например, Times of India и The Print, утверждают, что дело не в короновирусе, а в том, что в учениях собираются принять участие войска Китая и Пакистана, с которыми Индия находится в конфликте. Если эта версия имеет право на существование, то как объяснить участие индийского военного контингента в военных учениях «Центр-2019» в России, в которых также участвовали военнослужащие Китая и Пакистана?

В таком случае версия индийских СМИ – «факторы Китая и Пакистана» не выглядит достаточно убедительной. В подтверждение мной сказанного приведу еще один важный факт – 23 июня 2020 года главы МИД России, Индии и Китая провели переговоры в онлайн-формате, несмотря на военные столкновения на индийско-китайской границе. На этой встрече много было сказано об озабоченности Москвы, Пекина и Нью-Дели в связи с «деструктивной линией ряда государств», направленной на демонтаж существующей архитектуры международной безопасности. Этот формат встречи вызвал раздражение в США, которые подумали, что Россия якобы стремится примерить на себя роль миротворца в китайско-индийском конфликте. Но на самом деле официальная Москва никогда не вмешивалась во внутренние дела этих двух стран, так как знает, что вопрос китайско-индийских взаимоотношений – это вопрос двусторонний. Россия может стать посредником в китайско-индийском вопросе только, если Индия или Китай проявят к этому интерес.

Причина того, что Индия отказалась участвовать в военных учениях «Кавказ-2020» в России, – носит не пандемический, а вполне политический характер. США вполне могли «попросить» Индию не участвовать в этих учениях, так как в последние годы стремительно усиливается роль российского фактора в китайско-индийских отношений, особенно крепнут военно-политические отношения России с обеими странами. Американцев это сильно напрягает и раздражает. Поэтому неудивительно то, что США постоянно оказывают давление на Индию в связи с желанием Нью-Дели приобрести российские зенитно-ракетные комплексы С-400. На прошлой неделе помощник госсекретаря США по военно-политическим делам Кларк Купер потребовал от Индии не покупать С-400 и Су-35. Вашингтон с помощью шантажа, угроз и дешевой военно-политической демагогии не первый раз пытается убедить Нью-Дели отказаться от С-400.

Однако учитывая то, что геополитические интересы Индии и США совпадают в Южной Азии, Нью-Дели будет прислушиваться к мнению Вашингтона.

Во-первых, в период президентства Барака Обамы стратегические интересы и партнерские отношения Индии и США заложили основы формирования Индо-Тихоокеанского региона. Администрация президента Трампа активизировала военно-стратегическое и экономическое сотрудничество с Нью-Дели в формате нового геополитического пространства — Индо-Пацифике. «Фактор Китая» же заметно способствовал и продолжает способствовать стремительному улучшению индийско-американских отношений.

Во-вторых, в 1990-е гг. индийская община в США насчитывала более 3 млн. человек, а в настоящее время — более 16 млн. Обе ключевые партии Америки — Республиканская и Демократическая, выступают за поддержку тесных связей с Индией, что является редким примером их согласия по внешнеполитическому вопросу.

В-третьих, военно-промышленный комплекс Индии все же больше ориентирован активно развивать сотрудничество с США, чем с Россией. По данным Стокгольмского Международного института исследований проблем мира, продажи американского оружия Индии в настоящее время составляют около $18 млрд и могут вырасти после одобрения сделки, которая позволит Индии купить военно-морское оружие и боеприпасы на сумму $1 млрд.

Таким образом, несмотря на давления США на Индию, Вашингтон и Нью-Дели одинаково обеспокоены растущей политической, военной и экономической мощью КНР. За последние десятилетия взаимодействие между двумя странами эволюционировало в сторону реального стратегического партнерства, составной частью которого являются совместные усилия по формированию нового геополитического пространства — Индо-Пацифики. США всегда будут стараться руками своих друзей и партнеров сорвать военные учения, в которых участвуют Россия и Китай. Но американцам не удастся сорвать учения, они в любом случае состоятся, но уже без участия Индии…