Исторический визит Имрана Хана в США

Eurasia News

Updated on:

Сеймур Мамедов 

Сеймур Мамедов
Сеймур Мамедов, директор международного экспертного клуба «EurAsiaAz», главный редактор информационного агентства Vzglyad.Az

Двусторонние отношения между США и Пакистаном за последние годы переживают период напряженности из-за многолетних разногласий по поводу борьбы с региональным терроризмом и попыток положить конец кровавому конфликту в Афганистане. Но, похоже, в скором времени мы станем свидетелями нормализации пакистано-американских отношений. Визит премьер-министра Пакистана Имран Хана, который запланирован на этот месяц, возможно, откроет не только новую страницу в отношениях Вашингтона и Исламабада, но и послужит определенно установлению мира и стабильности в регионе. Сообщается, что в июле Имран Хан начнет свою пятидневную поездку, во время которой он проведет первые личные переговоры с президентом США Дональдом Трампом. Министр иностранных дел Шах Мехмуд Куреши заявил журналистам, что премьер-министр посетит Вашингтон по приглашению президента Трампа, который хочет обсудить важные региональные проблемы. Это будет первое взаимодействие на высоком уровне между двумя странами в период правления администрации Трампа. Интересно, какие именно факторы могли повлиять на необходимость этой встречи? Стоит ли Пакистану идти на более тесные контакты с США, как в прежние времена?

Стоит отметить, что встреча Дональда Трампа и Имрана Хана состоится в тот момент, когда переговоры между США и афганским талибами вступили в решающую фазу. Сегодня Пакистан играет важную роль в афганской кампании. Во-первых, путь через Пакистан –  самый короткий, дешевый и приемлемый способ доставки припасов в Афганистан.

Во-вторых, Пакистан прикладывает большие усилия для обеспечения стабильности и мира в Афганистане. И если в будущем американцы полностью уйдут из Афганистана, на мой взгляд, Пакистан может сыграть еще большую роль в деле обеспечения безопасности в регионе. Вашингтон вполне может положится на Исламабад в афганском вопросе после своего ухода из Афганистана, так как Пакистан реально заинтересован в стабильности в этой стране. Однако несмотря на напряженность в отношениях с Исламабадом, Вашингтон и их союзники по НАТО все еще продолжают полагаться на пакистанские сухопутные и воздушные пути сообщения для снабжения сил коалиции в Афганистане, не имеющем выхода к морю.

Более того, Пакистан сделал огромные усилия и пошел на громадные жертвы в войне с международным терроризмом. И не раз доказывал это. Достаточно вспомнить теракты 11 сентября 2001 года, которые были организованы террористической организацией «Аль-Каиды». Пакистан активно сотрудничал с США в борьбе с терроризмом, включая поиск и уничтожение лагерей по подготовке террористов на территории Пакистана. Именно после этих терактов, США перешли к более тесному сотрудничеству с Пакистаном для ликвидации террористического движения в Южной Азии. В ходе борьбы с терроризмом Пакистан потерял более 75 000 человек. Поэтому не удивительно то, что в 2004 году США назвали Пакистан одним из основных союзников вне НАТО. Я считаю, что Вашингтону и Исламабаду следует усилить взаимодействие на уровне правоохранительных органов в деле борьбы с терроризмом, так как есть необходимость в продолжении этой борьбы совместными усилиями.

Но, с другой стороны, США обеспокоены влиянием Китая в Пакистане и в регионе в целом. Дело в том, что после обострения отношений между Пакистаном и США, Китай попытался заполнить созданный уходом Америки вакуум в Пакистане. Не случайно, через считанные часы после решения Вашингтона заморозить выделение помощи, объявленного постоянным представителем США в ООН Никки Хейли, Пекин официально выступил в защиту Пакистана и заявил о планах по ускорению хода реализации проекта китайско-пакистанского экономического коридора (СРЕС). И как результат, сегодня мы видим, что прочным фундаментом крепнущей дружбы между Пекином и Исламабадом является именно проект китайско-пакистанского экономического коридора. США стоило бы усилить торгово-экономические контакты с Пакистаном, реализовать на территории Пакистана крупные инфраструктурные проекты на долгосрочную перспективу.

Кроме того, все еще остается неурегулированным пакистано-индийский конфликт. В Пакистане хотят, чтобы Соединенные Штаты играли более активную роль в урегулировании данного конфликта. Если кто-то думает, что кашмирский конфликт является замороженным конфликтом, то глубоко ошибается. Кризис в пакистано-индийских отношениях в феврале 2019 года – тому яркое свидетельство. Какая реакция последовала от США? Соединенные Штаты призвали Индию и Пакистан избежать дальнейшей эскалации конфликта. В Исламабаде американская позиция вызвала как минимум разочарование. После встречи Имрана Хана и Дональда Трампа, Соединенным штатам представится хорошая возможность более активно участвовать в урегулировании кашмирского конфликта. Вашингтону следует приложит усилия для разрешения данного конфликта.

P.S. Из-за постоянной критики со стороны США по поводу недостаточно активных усилий Пакистана в борьбе с террористами в регионе традиционно нестабильные отношения между двумя странами в 2018 году пережили период особой напряженности. Однако пора избавиться от старых обид, и сделать большой шаг в двусторонних отношениях. Перезапуск отношений между Пакистаном и США необходим и должен иметь равноправную основу. Для того, чтобы сохранить свою дружбу, обе стороны должны по крайней мере попытаться понять друг друга, чтобы определить почву для дальнейшего сотрудничества. Если мы хотим, чтобы эти отношения стали крепкими и плодотворными, они должны основываться на взаимном уважении и взаимных уступках. Двустороннее сотрудничество не должно быть односторонним движением, при котором только одна сторона выдвигает свои требования и ожидает, чтобы другая сторона тихо их выполнит. В любом случае, визит Имран Хана в США обещает быть плодотворной и содержательной. Нормализация двусторонних отношений в интересах обеих стран, поскольку их друг с другом связывают общие интересы в регионе – борьба с терроризмом и стабильность в Афганистане.

 

Сеймур Мамедов, директор международного экспертного клуба «EurAsiaAz», главный редактор информационного агентства Vzglyad.Az