Из выступления Ислама Каримова посвященного 23-й годовщине создания Вооруженных сил

Eurasia News

Из выступления Ислама Каримова посвященного 23-й годовщине  создания Вооруженных сил

Из выступления Ислама Каримова посвященного 23-й годовщине  создания Вооруженных сил

Президент Узбекистана Ислам Каримов в выступлении, посвященном 23-й годовщине созданию Вооруженных сил (ВС) страны, обратил внимание на существенное расширение спектра угроз международной безопасности и модель поведения в новой ситуации своей страны. Накануне Каримов заявил, что Узбекистан не намерен вступать ни в какие интеграционные союзы наподобие СССР. Многие в Узбекистане восприняли речь своего лидера как предвыборную программу – на 29 марта в республике назначены президентские выборы.
Вчера в Узбекистане отметили День защитника Родины. Президент Ислам Каримов в своем выступлении не только поддержал боевой дух военнослужащих, но и обратил внимание на существенное расширение спектра угроз международной безопасности и стабильности. Из широкого списка угроз нынешнего нестабильного мира, который, по сути, имеет отношение ко всем современным государствам, по мнению директора Аналитического центра МГИМО Андрея Казанцева, наиболее важными конкретно для Ташкента являются усиление геополитической конкуренции, активизация сил международного терроризма и «ползучей экспансии» экстремизма. «Усиление геополитической конкуренции, в частности, проявившееся в конфликте на Украине и в серьезном обострении отношений России и Запада, представляет собой большую угрозу и для всех других центральноазиатских государств, ибо все они после 1991 года проводят так называемые «многовекторные» политики, характеризующиеся постоянными маневрами между интересами России, Запада и Китая», – сказал «НГ» Андрей Казанцев.
Теперь Россия и Запад все больше требуют от центральноазиатских государств определиться, с кем они, считает Андрей Казанцев. Китайское влияние тоже растет и переходит постепенно из чисто экономической в политическую сферу. Соответственно растет коллективное давление со стороны всех внешних сил с целью отказа от традиционной многовекторной политики в пользу выбора одного ключевого внешнего партнера. Но выбор в пользу одного внешнего покровителя либо порушит, либо радикально трансформирует всю структуру власти центральноазиатских стран.
Эксперт пояснил, что выбор в пользу Запада не может быть сделан узбекской властью, так как потребует радикальных демократических реформ. Но так же неприемлем для узбекской системы и однозначный выбор в пользу России или Китая. «Отказ от самостоятельности уничтожит легитимность существующих элит, разрушит идеологию национальной независимости, на которую они опираются. Это серьезный вызов в том числе для силовых структур, с которым нельзя не считаться», – отметил Казанцев. «Все эти опасения особенно актуальны в связи с предстоящими в стране президентскими выборами. Власти опасаются, что сложная внешнеполитическая ситуация может негативно повлиять на их ход», – сказал эксперт.
Одновременно идет активизация сил международного терроризма и «ползучей экспансии» экстремизма. Это «давит» на все страны южного фланга постсоветского пространства. С одной стороны, это угрозы со стороны «Исламского государства Ирака и Леванта», в рядах которого воюет много выходцев из постсоветских стран, включая Узбекистан. С другой – вывод миротворческих сил ISAF из Афганистана может привести к хаосу в соседней стране.
Впрочем, как считает эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев, Ислам Каримов в своей стратегии остается верен прежнему принципу равноудаленности от основных мировых центров силы, из этого исходит и лишний раз озвученный отказ от участия в каких-то многосторонних альянсах. В своей речи на первом заседании нового парламента 12 января Ислам Каримов заявил, что «Узбекистан никогда не войдет в объединения наподобие бывшего СССР и не вернется в советские времена». Он окончательно поставил точку на спекуляциях в российских СМИ о возможности вхождения Узбекистана в ТС и ЕАЭС.
«Разговоры о вероятности даже в отдаленной перспективе вступления Узбекистана в ЕАЭС абсолютно наивны. Нужно совсем не знать эту республику и ее новейшую историю, чтобы предполагать подобное», – сказал «НГ» Александр Князев. Он напомнил, что на встрече Каримова с Владимиром Путиным в Ташкенте речь шла лишь о консультациях по поводу создания зоны свободной торговли, но никак не о вступлении Узбекистана в ЕАЭС и даже не о создании такой зоны с ЕАЭС. При этом Ислам Каримов отметил, что «Узбекистану многому надо поучиться у стран, достигших значительного прогресса, будь то Южная Корея, Япония или страны Европы». По словам Князева, апелляция к опыту Южной Кореи, Японии или европейских стран не является новой, но в этом контексте в речах Каримова никогда не звучали США, Россия или Китай.
«Каримов проводит равновесные для Узбекистана сравнения, одновременно подчеркивая разновекторность внешнеполитических приоритетов Ташкента. В то же время Узбекистан существует в не слишком надежном с точки зрения стабильности и безопасности окружении: Афганистан, Таджикистан, Киргизия, а в последнее время и Туркмения. Контроль над ситуацией внутри страны не гарантирует сохранения стабильности, поэтому важны и посылы, обращенные к военным, включая вопрос влияния новых технологий на морально-психологическое состояние последних».