Афганские беженцы – это живой мост между Пакистаном и Афганистаном

Eurasia News

Сеймур Мамедов
Сеймур Мамедов является директором Международного экспертного клуба “ЕврАзиАз”, занимающегося стратегическими вопросами Евразийского региона.

Сеймур Мамедов

Афганистан, по-прежнему, остается одним из наиболее взрывоопасных регионов на политической карте мира. В стране, охваченной войной и нестабильностью на протяжении 40 лет, люди опасаются стать жертвами нападений террористов-смертников и не знают, что ждет их на следующий день. Многие афганские чиновники и сами афганцы считают, что ответственность за бесконечные нападения террористов и нестабильность в стране несут региональные и внерегиональные игроки. И все еще нет однозначных ответов на такие вопросы как, когда все же наступит долгожданный мир и стабильность в Афганистане, когда афганские беженцы наконец-то смогут вернуться из Пакистана и Ирана на свою родину….

Афганские беженцы оказались за пределами своей страны не из-за сладкой жизни в странах пребывания, но даже оказавшись на чужбине, они не потеряли веру в жизнь и надежду вернуться в свои родные дома. А знаете почему? Потому что Кабалу повезло, что им достались надежные соседи, проявившие чувство региональной солидарности и протянувшие руку помощи именно в тот период, когда Афганистан столкнулся одновременно как с внутренними, так и внешними вызовами. Среди всех соседей Афганистана именно Пакистан наиболее отчетливо выделяется в вопросе предоставления убежища афганским беженцам. Здесь есть несколько факторов.

Первый важный фактор – это неизбежная географическая близость, то есть из всех соседей, самая большая сухопутная граница Афганистана именно с Пакистаном (протяженность границ двух стран – 2430 км).

Второй немаловажный фактор, к которому в Европе относятся скептически, – это толерантность, мультикультурализм. Официальный Исламабад, как, впрочем, и весь пакистанский народ сочли своим долгом оказать всемерную помощь, поддержать своих соседей – беженцев из Афганистана. Если в Европе мигрантов, беженцев притесняют, подвергают дискриминации по национальному признаку и иным причинам, но только не в Пакистане, напротив, Исламабад никогда не считал обременительным предоставление убежища афганским беженцам на своей территории. Представьте, что только в конце 1988 года около 3,3 миллиона афганских беженцев были размещены в 340 лагерях беженцев вдоль афгано-пакистанской границы в Хайбер – Пахтунхва. По данным Международной организации миграции, в настоящее время в Пакистане проживают 1,3 миллиона зарегистрированных афганских беженцев и ещё 1,1 миллиона незарегистрированных, не имеющих необходимых документов или находящихся в процессе их оформления. Одной из приоритетных задач миграционной политики Пакистана является возвращение всех афганских беженцев на родину. К сожалению, программа репатриации беженцев была временно приостановлена из-за COVID-19. Однако до распространения пандемии коронавируса, только за январь 2020 года Пакистан покинули 679 бывших мигрантов, из них 665 прибыли в Афганистан в рамках программы репатриации, оставшиеся 14 были депортированы.

Сам пакистанский народ с пониманием и уважением относится к афганским беженцам, о чем наглядно иллюстрирует фактор интеграции афганцев в социокультурную сферу страны. Однако не лишнем будет напомнить, как премьер-министр Пакистана Имран Хан сказал, что размещение афганцев также принесло пользу, поскольку беженцы и принимающие стороны установили более тесные связи в различных сферах жизни. «Это замечательные отношения, которые сохранятся», — отметил он. Премьер добавил, что одним из «позитивных побочных эффектов» стало то, что афганские беженцы научились у пакистанцев игре в крикет.

Важно также отметить, что в силу исторических, этнических и языковых связей, беженцы из Афганистана легко адаптировались к местным обычаям и культуре. Все большее число афганских беженцев владеет национальным языком Пакистана – урду. Для многих он является вторым или третьим языком и говорят они на урду свободно. Многие афганцы, родившиеся и выросшие в Пакистане, идентифицируют себя как пакистанцев и считают Пакистан своей родиной и своим домом. Они отмечают национальные праздники и другие мероприятия, в том числе торжества, связанные с Днем Независимости Пакистана. Наряду с этим, представители афганской общины Пакистана бережно чтят свои культурные ценности, соблюдают афганские традиции и обычаи, несмотря на долгие годы боевых действий, сложные социально – экономические условия и нестабильность, которые царят в Афганистане. Все это явно свидетельствует о том, что правительство Пакистана создало для беженцев из Афганистана все необходимые условия для того, чтобы афганцы сохраняли свои этнические корни, свою самобытность, не теряли свою идентичность. В такой толерантной стране, как Пакистан, афганские беженцы никогда не подвергались дискриминации, не чувствовали себя уязвимыми и незащищенными, напротив, в Пакистане они чувствуют себя как дома, в безопасности.

Тот теплый и братский прием, который оказывает Пакистан своему соседу, не остается без внимания международной общественности. Всемерная помощь Пакистана афганским беженцам признается мировым сообществом. Так, на февральском саммите по беженцам в Исламабаде лидеры отметили щедрость Пакистана и Ирана в приеме афганцев и призвали другие страны сделать больше для их поддержки.

Генсек ООН Антониу Гутерриш сказал: “На протяжении четырех десятилетий Пакистан предоставляет убежище беженцам из Афганистана. Этот «юбилей» свидетельствует о проявлении самых лучших человеческих качеств – солидарности и сострадания”.

Генсек ООН дал высокую оценку и выразил благодарность Пакистану за его усилия и готовность принять оказавшихся в беде соседей и создавать для них необходимые условия для жизни.

Сегодня Пакистан взвалил на себя большой груз и десятки лет он несет это бремя без какой-либо помощи извне. Пакистан известен многими инициативами в сфере обеспечения прав беженцев. В их числе – биометрическая регистрация, доступ беженцев к национальным системам образования и здравоохранения, а также меры по интеграции беженцев и созданию условий для их экономической независимости. Эти инициативы, появившиеся много лет назад, привели к Глобальному договору о беженцах, который частично направлен на ослабление нагрузки на принимающие страны и повышение самообеспеченности беженцев. Остальным странам тоже следует участвовать в этой гуманитарной кампании. Мировое сообщество должно сделать шаг вперед и оказать поддержку афганским беженцам, например, реализовать социальные проекты, в том числе и в культурной, образовательной сферах.

С другой стороны, параллельно с оказанием помощи афганским беженцам правительство Пакистана содействует мирному урегулированию в соседнем Афганистане. На днях высшее военное руководство Пакистана побывало в Кабуле в связи с переговорами о мирном процессе в Афганистане. Между тем, афганские СМИ сообщили, что президент Афганистана Гани в ходе встречи высоко оценил роль Пакистана в деле установления мира в Афганистане, заявив, что мир невозможен без активной поддержки Исламабада. Пакистан выступает с позиции миротворца в Афганистане уже на протяжении десятилетий. Тот факт, что спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзаде с сентября 2018 года посещал Пакистан 13 раз, наглядно свидетельствует о том, что Исламабад играет важную роль в мирных переговорах в Афганистане, и вносит большой вклад в дело строительства мира не только в азиатском регионе, но и во всем мире. Сам Халилзаде 30 апреля 2019 года заявил, что Пакистан поддерживает усилия по ускорению внутриафганского диалога и переговоров и оказывает помощь в снижении уровня насилия в Афганистане. США, наконец-то, прислушались к многочисленным призывам Пакистана о необходимости проведения мирных переговоров. И как результат, был достигнут первый практический результат в этом направлении – в конце февраля Соединенные Штаты и движение «Талибан» подписали исторический мирный договор, предусматривающий постепенный вывод сил США и международной коалиции из Афганистана.

На фоне всей этой позитивной работы Пакистана, к сожалению, некоторые силы как на Западе, так и в Азии пытаются выставить благие намерения Исламабада в негативном свете.

Таким образом, подытоживая вышесказанное добавлю, что активное участие Пакистана в мирных переговорах в Афганистане, постоянное внимание и поддержка афганским беженцам со стороны пакистанских властей, свидетельствует о том, что официальный Исламабад относится к афганской проблеме как к собственной проблеме и предпринимает все необходимые усилия для обеспечения стабильности и мира в соседней стране, а также скорейшего возвращения беженцев из Пакистана в Афганистан. Время расставило все на свои места и показало, что Пакистан является не только важным игроком в мирных переговорах в Афганистане, но и мирное урегулирование внутриполитических процессов в соседней стране без поддержки Исламабада не представляется возможным. А проживающие на протяжении десятки лет в Пакистане афганские беженцы являются живым мостом между двумя соседями, мостом исторической дружбы…